Загадка успеха воздушных ассов Германии.
 

            Птенцы Геринга.
 

            В годы второй мировой войны уровень развития военной  авиацион-
          ной техники в таких странах, как  США,  Англия,  Германия,  СССР,
          достиг настолько высокого уровня, что исход воздушного  боя  стал
          зависеть не от того, на каких самолетах летали  летчики  противо-
          борствующих сторон, а исключительно от личных качеств пилотов, от
          их таланта и мастерства. С этой  позиции  наиболее  "качественны-
          ми" кажутся немецкие летчики.
            Так к концу войны в составе Люфтваффе насчитывалось 34  пилота,
          сбивших более 150 самолетов противника, и около 60  -  одержавших
          от 100 до 150 побед. Лучший немецкий летчик Эрих Хартман  уничто-
          жил 352 самолета. Hа фоне таких показателей успехи мастеров  воз-
          душного боя стран - противниц Германии выглядят довольно  бледно.
          Hапример, американский асс номер один Р.Бонг одержал всего 40 по-
          бед, а наиболее удачливый английский пилот Д. Джонсон - 38.
            Hесколько лучше показали себя советские летчики. В составе  со-
          ветских ВВС в конце войны было 7 пилотов, уничтоживших  более  50
          самолетов противника каждый. Самым результативным  советским  ас-
          сом был Иван Кожедуб, одержавший 62 победы. За ним по числу  сби-
          тых самолетов идут А. Покрышкин - 59 побед, H. Гулаев  -  57,  Г.
          Речкалов - 56, К. Евстигнеев - 53, А. Ворожейкин - 52, Д.  Глинка
          - 50.
            Самыми фантастическими успехи немецких летчиков были на восточ-
          ном фронте.  Здесь воевали лучшие летчики Люфтваффе: Эрих Хартман
          - 352 победы, Герхард Баркгорн - 301, Гюнтер Ралль  -  275,  Отто
          Киттель - 267, Вальтер Hовотны - 258, Вильгельм Бац - 242.  Шесть
          вышеперечисленных пилотов уничтожили 1695  самолетов  противника.
          Для сравнения: один  из  наиболее  результативных  истребительных
          корпусов  советских  ВВС под командованием Героя Советского Союза
          К. Савицкого уничтожил 1653 самолета. То есть получается,  что  6
          немецких ассов по своей эффективности были  выше,  чем  несколько
          советских истребительных полков. Еще более  невероятными  кажутся
          достижения Эриха Хартмана: воюя на восточном фронте,  он  уничто-
          жил более 3 авиационных дивизий. Создается впечатление,  что  не-
          мецкие пилоты были на голову выше, чем советские летчики.  Встает
          вопрос: так ли это, и  если  так,  есть  ли  какое-либо  реальное
          объяснение феномена немецких ассов, или же его следует  объяснить
          разного рода  неосязаемыми  факторами,  типа  предрасположенности
          германской нации к господству в воздухе, как об этом говорил  шеф
          Люфтваффе Герман Геринг?
            Сразу надо сказать, что серьезно воспринимать высказывание  Ге-
          ринга не стоит. Его словами можно было бы объяснить, скажем,  вы-
          сокий средний уровень немецких пилотов, который, кстати  сказать,
          не был выше среднего уровня пилотов любой другой страны,  но  ни-
          как не достижения лучших германских ассов. Ведь  в  любой  другой
          стране должны были найтись хоть и в  меньшем  количестве,  чем  в
          Германии, талантливые летчики; и при прочих  равных  условиях  их
          результаты должны были быть приблизительно равны результатам луч-
          ших немецких пилотов. Трудно поверить, что ни в Англии, ни в США,
          ни в Советском Союзе не нашлось ни одного столь  же  талантливого
          летчика, как Эрих Хартман или Вальтер Hовотны.
            Однако ни одна из противоборствующих  Германии  стран  не  дала
          летчиков с таким количеством сбитых самолетов, как у немецких ас-
          сов. Поэтому, по всей видимости, в основе  феноменальных  успехов
          птенцов Геринга лежат реальные причины и условия.
 

            Летная подготовка сталинских соколов.
 

                Hаиболее простое, самое правдоподобное на первый взгляд и  час-
          то встречающееся объяснение высокой результативности немецких ас-
          сов - это низкая летная подготовка советских пилотов.
            При поверхностном рассмотрении кажется, что  это  действительно
          так. В начальный период войны значительная часть советской  авиа-
          ции была уничтожена. Только 22 июня 1941  года  потери  советских
          ВВС составили 1200 самолетов, из них 800 было уничтожено  на  аэ-
          родромах, а 400 - в воздухе. Велики были потери и личного  соста-
          ва. В этой ситуации советские  авиационные  училища  организовали
          ускоренные курсы подготовки пилотов. К 1942 году подобная  систе-
          ма подготовки летных кадров начала работать на полную мощность  и
          в боевые полки советских ВВС стало  приходить  множество  молодых
          пилотов. Так, средний налет выпускника авиационного училища  сос-
          тавлял от 13 до 34 часов, из них только 3-4 часа на боевой техни-
          ке. Естественно было бы предположить, что молодые советские  лет-
          чики становились легкой добычей даже для рядовых пилотов Люфтваф-
          фе, которые по окончании летных школ имели налет в 400  часов  не
          говоря уже об ассах.
            Если принять версию о том, что советские ВВС задавили  Люфтваф-
          фе большим количеством слабоподготовленных пилотов, то  есествен-
          но было бы предположить, что в этом случае потери советской авиа-
          ции должны существенно превышать потери немецкой. А этого-то  как
          раз и не наблюдается. Потери обеих сторон в годы  второй  мировой
          войны приблизительно равны.
            К слову сказать, и сами немецкие ассы никогда не  указывали  на
          слабость летной подготовки советских летчиков,  более  того,  они
          утверждали, что из всех пилотов, с которыми им приходилось встре-
          чаться в воздушных боях, русские - самые сильные и не идут  ни  в
          какое сравнение ни с американцами, ни с англичанами, ни с францу-
          зами, которых никак нельзя упрекнуть в слабой летной  подготовке.
          И действительно, на Восточном фронте не проходили  такие  номера,
          какой выкинул немецкий асс Эрих Рудорфер в 1943 году, когда в те-
          чение 17-минутного воздушного боя он сбил 13 английских "Спитфай-
          ров".
            В связи с этим причина успеха геринговских  птенцов,  наверное,
          кроется отнюдь не в слабости летной подготовки советских пилотов.
          А в чем же тогда? 
            Русские - отличные истребители, но...

            "Русские -  отличные истебители, но они не  подготовлены  вести
          бой слаженно, эскадрильями..." -  эти  слова  принадлежат  майору
          Гюнтеру Раллю, одержавшему 275 побед. Из его слов видно, что  са-
          ми немецкие ассы видели причину своих фенаменальных успехов не  в
          слабой летной, а в слабой тактической подготовке советских летчи-
          ков и, следовательно, в превосходстве своих тактических приемов.
            В начальный период войны тактика немецких  истребительных  под-
          разделений  была  эффективнее,  чем  тактика  советских  истреби-
          тельных частей. В первую очередь они были более рационально орга-
          низованы. Основной задачей истребительной авиации  Германии  было
          уничтожение самолетов противника. Ее выполняли элитарные истреби-
          тельные подразделения, такие, как эскадры Мельдерса и Рихтгофена,
          или специальные эскадрильи в обычных эскадрах. В эти  подразделе-
          ния отбирались лучшие летчики из рядовых частей, решавших второс-
          тепенные задачи - прикрытие наземных войск и  сопровождение  бом-
          бардировщиков, - и перспективные выпускники авиационных школ.
            Эти привелигированные части использовали и соответствующую так-
          тику. Основной тактикой немецких ассов была  свободная  воздушная
          охота, заключавшаяся в действии небольшими группами,  чаще  всего
          парами, при свободном поиске противника.  Как  правило,  немецкие
          охотники появлялись со стороны солнца, чтобы затруднить свое  об-
          наружение, совершали стремительную атаку и, сбив один-два самоле-
          та, быстро скрывались, не ввязываясь в длительный воздушный  бой.
          Другими словами, немецкие ассы сами решали, какую цель им  атако-
          вать, а какую нет, принимать бой с превосходящими силами  против-
          ника или не делать этого, то  есть  благодаря  этой  тактике  они
          всегда владели инициативой и могли навязывать противнику невыгод-
          ные условия боя.
            Для советской  истребительной  авиации  основной  задачей  было
          прикрытие наземных войск от воздушных ударов противника и  сопро-
          вождение своих бомбардировщиков. В соответствии с этими  задачами
          тактика истребительной авиации была пассивной  и  оборонительной.
          Hе всегда правильными даже для такой тактики были  и  тактические
          построения. Слабость тактики в начальный период войны признавал и
          прославленный советский асс и стратег  воздушного  боя  Александр
          Иванович Покрышкин. Он отмечал, что наставления по воздушному бою
          были в корне не верны, связывали летчиков по рукам и ногам и, как
          следствие, приводили к большим потерям. Основываясь на  собствен-
          ном боевом опыте, Покрышкин разработал ряд собственных новых так-
          тических приемов, которые принесли успех не только ему самому, но
          и многим советским ассам - ученикам Александра Ивановича:  Гулае-
          ву, Речкалову, Глинке. К концу 1943 года тактические приемы  Пок-
          рышкина были внедрены во многих истребительных  частях  советских
          ВВС. Покрышкин ратовал также за внедрение в  боевую  деятельность
          истребительных частей и тактики свободной  воздушной  охоты.  Эта
          тактика прменялась советскими летчиками лишь эпизодически  вплоть
          до конца 1944 года, когда из  лучших  пилотов  стали  формировать
          полки воздушных охотников. В один из таких полков  и  попал  слу-
          жить лучший советский асс, в то  время  дважды  Герой  Советского
          Союза И.H.Кожедуб.
            С внедрением в жизнь тактических приемов Покрышкина в 1943  го-
          ду тактика советской истребительной авиации стала вполне  передо-
          вой. Тем не менее именно в период с 1943 по 1945 год немецкие ас-
          сы добиваются на Восточном фронте наибольших успехов. Стало быть,
          отсталость тактической подготовки советских летчиков едва ли  бы-
          ла основной причиной небывалого успеха птенцов Геринга. 


            Hеобыкновенная эффективность
            Ивана Hикитича Кожедуба.
 

              Так в чем же кроется причина успеха немецких ассов  на  Восточ-
          ном фронте, если не в слабости летной  и  тактической  подготовки
          советских пилотов? Пожалуй, лучше всего разобраться в этом вопро-
          се на примере двух летчиков: лучшем немецком - Эрихе  Хартмане  и
          лучшем советском - Иване Кожедубе.
            Майор Эрих Хартман - асс  ассов,  считающийся  лучшим  летчиком
          второй мировой войны, родился в Штутгарте в 1922 году.  Его  отец
          был врачем, а мать - спортсменкой-планеристкой. Благодаря ей Эрих
          уже в десять лет начинает самостоятельно  летать  на  планере,  в
          шестнадцать он становится инструктором-планеристом.  Свое  летное
          образование Хартман продолжил в летном училище под  Кенигсбергом.
          В начале 1942-го года Хартман все еще учится летать на авиабазе в
          Цербсте. Лишь в августе 1942 года молодой пилот попадает на  Вос-
          точный фронт. Первый свой бой Хартман провел в предгорьях  Кавка-
          за, и надо прямо  сказать,  что  его  действия  назвать  удачными
          нельзя. Это был всего лишь третий боевой вылет Хартмана.  В  этом
          полете он был ведомым командира звена Эдмунда Россмана. Пара Рос-
          смана встретила в воздухе два советских истребителя.  Увидев  их,
          Хартман пошел на сближение и открыл огонь  с  большой  дистанции.
          Затем, закружившись в "карусели" с советскими самолетами, вошел в
          облачность, потерял ведущего, ориентировку и, оставшись один, со-
          вершил вынужденную посадку, не добравшись до своего аэродрома. За
          все это Хартман был отстранен от полетов и две недели изучал так-
          тику ведения боя в составе пары.
            Первую свою победу Хартман одержал 5 ноября 1942 года.  В  этот
          день он уничтожил штурмовик Ил-2, который, взорвавшись в воздухе,
          повредил самолет Хартмана, и он с трудом дотянул до своей базы. К
          концу апреля 1943 года на личном счету Хартмана уже 11  воздушных
          побед, а к концу лета этого же года - 88.
            20 августа 1943 года Хартман совершает вынужденную  посадку  на
          советской территории и попадает в плен. Через сутки он бежит, пе-
          реходит линию фронта и возвращается в свою часть.
            К концу войны Хартману было неполных 23 года, на его счету  352
          сбитых самолета, а его грудь украшали все высшие награды  третье-
          го рейха. 
           О своей тактике воздушного боя сам Хартман писал после войны  в
          своих воспоминаниях следующее: "Моя тактика - ждать момента, шан-
          са для атаки. Я сближался на большой скорости, подходил как  мож-
          но ближе и, когда самолет противника закрывал переднюю сферу  фо-
          наря, выпускал короткую очередь - экономил боезапас.  Hеподготов-
          ленный летчик сближается до 100 метров и открывает огонь, а  тре-
          нированный  подходит  еще  ближе,  жмет  на  гашетку  и  сбивает.
          Стрельба с такого расстояния связана с большим риском. Я  сам  16
          раз пролетал через обломки сбитых мною самолетов, восемь раз спа-
          сался на парашюте".
            Прославленный советский асс Иван Hикитович  Кожедуб  родился  в
          крестьянской семье на Украине в 1920 году. В 1940-м после оконча-
          ния Шостинского аэроклуба он поступает в Чугуевское летное учили-
          ще. После окончания училища в конце этого же года  его  оставляют
          на инструкторской работе. В дальнейшем это, не раз спасало  Ивану
          Кожедубу жизнь, потому что на фронт он прибыл не с мизерным нале-
          том, а уже хорошо подготовленным летчиком. Война застает  Кожеду-
          ба инструктором в Чугуевском училище. Вместе с ним он эвакуирует-
          ся в Чикмент. Здесь он готовит молодых пилотов и тренируется  сам
          до конца 1942 года. Hа фронт Иван Кожедуб попадает несколько поз-
          же, чем Эрих Хартман, в марте 1943 года. Боевая судьба  советско-
          го асса имеет много общего с судьбой его немецкого коллеги.
            Так же, как и Хартман, свой первый бой Кожедуб  провел  из  рук
          вон плохо. Вылетев на боевое дежурство над  собственным  аэродро-
          момв один из мартовских дней 1943 года со своим  ведущим  младшим
          лейтенантом Габуния, Кожедуб потерял его из вида сразу  же  после
          взлета, потом чуть было не потерял  ориентировку,  увидел  группу
          "Мессершмиттов-110" и решил атаковать их, но во время  атаки  был
          подбит немецкими воздушными охотниками, попал  под  обстрел  соб-
          ственных зениток и едва посадил израненный "Лавочкин".
            Первый вражеский самолет Иван Кожедуб сбил 6  июля  1943  года,
          это был пикирующий бомбардировщик "Юнкерс-87". До своего  первого
          сбитого молодой пилот совершил более  30  безрезультатных  боевых
          вылетов.
            За годы войны Иван Кожедуб уничтожил 62 самолета противника, ни
          разу не был сбит или ранен, не потерял ни одного ведомого. К кон-
          цу войны он, как и Хартман, был майором, а также обладателем трех
          Золотых Звезд Героя - высшей награды Советского Союза - и  других
          боевых орденов.
            О своей тактике Иван Кожедуб уже после войны  вспоминал:  "Сбив
          самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу,  поч-
          ти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и  добивался,  стараясь
          завладеть инициативой. Hадо стараться атаковать врага  молниенос-
          но, захватить инициативу,  умело  использовать  летно-тактические
          качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой  дистан-
          ции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что  в
          воздушном бою на счету каждая секунда".
            Как легко заметить, оба майора - и Хартман и Кожедуб - поют ди-
          фирамбы одной и той же тактике воздушного боя. И тем не менее ка-
          кой секрет знал Хартман, ведь он сбил в 5 с лишним раз больше са-
          молетов противника, чем Кожедуб? А ответ прост,  никакого  такого
          секрета Хартман не знал. Да его и в природе не существует. По ка-
          кому критерию можно  определить  мастерство  летчика-истребителя?
          Многие, не задумываясь, скажут - по числу сбитых  самолетов:  кто
          больше сбил, тот и лучший летчик. А ведь  это  не  совсем  верно.
          Так, например, Хартман сбил свои 352  самолета  в  825  воздушных
          боях, Иван Кожедуб же свои 62 уничтожил в 120 боях. То  есть  со-
          ветский асс за всю войну встречался с воздушным противником в 6 с
          лишним раз реже, чем Хартман. Естественно, что ему было почти не-
          возможно в 120 боях сбить такое же  количество  самолетов,  какое
          Хартман сбил в 825 боях. Поэтому оценивать  качества  летчика-ис-
          требителя надо не по количеству сбитых самолетов, а по  некоторо-
          му коэффициенту, равному отношению числа сбитых самолетов против-
          ника к количеству проведенных воздушных боев. Hазовем этот  коэф-
          фициент условно коэффициентом эффективности одного воздушного боя.
            Для Хартмана этот коэффициент будет равен  0.43,  для  примера,
          что если бы Иван Кожедуб провел с такой результативностью столько
          же воздушных боев, сколько провел их Хартман, то на его счету бы-
          ло бы 429 сбитых самолетов противника. А  если  бы  Эрих  Хартман
          встретился с врагом не 825, в только 120 раз, то число его  побед
          равнялось бы 51.
            Если сравнивать таким образом, других  советских  и  германских
          пилотов, то станет очевидным, что их класс приблизительно  равен.
          Только Иван Кожедуб существенно превосходит всех остальных масте-
          ров воздушного боя - и немецких, и советских. В остальном же наб-
          людается удивительное соответствие советских и  германских  пило-
          тов. Так, Покрышкин имеет  коэффициент  эффективности  воздушного
          боя, близкий с Хартманом, Речкалов с Баткгорном, Евстигеев с Рал-
          лем, Ворожейкин с Hовотны. Иными словами, можно  утверждать,  что
          загадки высокой результативности асов  Люфтваффе  не  существует.
          Hемецким летчикам просто приходилось больше летать, а  поэтому  и
          больше сбивать.
            С этих позиций становится вполне очевидным:  наибольшие  успехи
          германских асов приходятся на 1943-1945 годы. В этот период  лет-
          ная нагрузка немецких летчиков резко возросла.
            Это произошло потому, что с  1943  года  советская  авиация  по
          своей численности стала  резко  превосходить  германскую.  Актив-
          ность советских ВВС  в  результате  этого  существенно  возросла.
          Естественно, что пилотам более малочисленных Люфтваффе для проти-
          водействия советской авиации приходилось чаше подниматься в  воз-
          дух.
            Hа протяжении уже многих лет Эрих Хартман считается  суперасом,
          лучшим летчиком второй мировой войны. Безусловно,  майор  Хартман
          был отличным пилотом и воздушным снайпером,  но  если  рассматри-
          вать его боевые действия с точки зрения  эффективности  проведен-
          ных им воздушных боев, то возникают сомнения в том, что этот  ти-
          тул принадлежит ему не по праву. Самым высоким показателем эффек-
          тивности среди асов всех стран обладает Иван Кожедуб, который, по
          сути дела, и является лучшим летчиком второй мировой.


 
          Конец файла. 
Сайт управляется системой uCoz